Полезные советы

Как правильно выбрать детский лагерь? Одна неделя в зимнем лагере - отличный первый шаг!

Для взрослых, которые были детьми,и для детей, которые обязательно будут взрослыми.

Цитата из к/ф Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» 
по одноименной повести Б. Балтера

Каждый ребенок радуется каникулам, каждый родитель задумывается о том, как его чадо их проведет.
Для первых — это счастливая и беззаботная пора отдыха и веселья, для вторых часто мучительный поиск подходящей программы. КАК именно он будет отдыхать, ГДЕ и с КЕМ гулять, ЧЕМ он будет заниматься? Каждый родитель хочет, чтобы ребенок хорошо и интересно отдохнул, узнал и научился чему-то полезному, чтобы его никто не обидел, чтобы с ним ничего не случилось и т.д.

Конечно, универсальных решений нет и быть не может. Каждый ребенок — это уникальный, тонко организованный и по-особому чувствующий микрокосмос, со своими законами восприятия и реагирования. У него свои интересы, свой характер,  в конце концов, у него впереди своя жизнь, в которой предстоит самостоятельно принимать решения и совершать поступки, строить отношения с другими людьми и успешно взаимодействовать с ними, уметь выразить свое мнение и отстоять его в споре. То есть все то, что психологи и педагоги традиционно связывают с процессом социализации. Именно во время каникул школьники чаще всего получают опыт общения и взаимодействия с новыми людьми. Очень важно, чтобы этот опыт социализации, стал положительным. Для этого необходимо, чтобы процесс регулировался профессионалами, то есть теми же педагогами или психологами.

Все более и более востребованными становятся лагеря нового типа, каждый из которых имеет свое лицо, характер, направленность, профиль.

sm_1005Существуют вполне конкретные параметры детских лагерей: программа, количественный состав отрядов, профессионализм вожатых. 

Важнейшей составляющей «атмосферы» лагеря является его программа, то есть перечень планируемых мероприятий. Важно, чтобы программа представляла собой систему взаимосвязанных дел и игр, направленных на создание дружеской атмосферы, а не случайный набор развлекательных мероприятий с красивыми названиями. Именно профессионально построенная программа, содержащая мероприятия с различными формами работы (индивидуальная, парная, групповая, командная) и целями (знакомство, сплочение коллектива, адекватное самовыражение) обеспечивает детям положительный опыт социализации.

sm_1015Если лагерь организован грамотно, в начале смены проводятся всевозможные игры на знакомство. Их смысл — помочь детям запомнить имена друг друга. Следующий этап — совокупность игр на взаимодействие. Их цель: создать какую-либо проблемную ситуацию. Единственная возможность удачно разрешить ее — действовать сообща и сплоченно. Цель ставится для всего отряда, здесь нет соревновательного компонента. Сперва дети пытаются справиться с заданием по отдельности, а потом каждый начинает понимать, что в одиночку справиться с заданием невозможно. Дети начинают вырабатывать единую стратегию, быстрее разрушают свой речевой барьер. Отряды и лагерь становятся более дружными и слажеными. На «ура» проходят в детских лагерях сюжетно-ролевые игры или, как их дети еще называют, «ролевки». Здесь нужно быстро реагировать на постоянно меняющийся ход игры. Дети остаются с массой позитивных эмоций. «Ролевки» всегда желанны, а после их проведения еще долго обсуждаются и будоражат умы разгоряченных «пионеров». Когда вы знакомитесь с программой лагеря, не бойтесь узнавать цель той или иной игры, мероприятия или конкурса. Ведь это напрямую связано с тем, каким образом будут конструироваться отношения между детьми внутри лагеря. К тому же по ответам организаторов Вы поймете, будет ли опыт социологизации Вашего ребенка  в этом лагере случайным или регулируемым.

Хорошо, когда программа лагеря учитывает психо-возрастные особенностей «пионеров»  включает варианты игр для каждой возрастной категории. Это важно потому, что интересы и особенности восприятия детей 9 — 12 лет сильно отличаются от интересов и поведенческих особенностей тинейджеров. sm_974

Если тот или иной лагерь рекламирует еще и программу полной занятости, то это значит, что время Вашего ребенка будет четко организовано в течение всего дня. Часто такие лагеря устраивают творческие мастерские, проводят мастер-классы. Например в StudyCamp, это мастерские по рекламе и PR, журналистике, фотографии, изобразительному искусству, драме, видеомонтажу, современному танцу и т.д Украшением программы любого лагеря являются разнообразные экскурсии: по старинным городам, интересным музеям, галереям, храмам и т.д. Занимательные экскурсионная программы есть как за рубежом (Чехия, Болгария, Франция и т.д.), так и в России (Ярославль, Углич, Ростов Великий, Санкт-Петербург). Часто мы многого не знаем о своем родном крае, не говоря уже об истории, культуре и быте отдельных уголков нашей огромной страны.

Вторым критерием является вожатский состав. Постарайтесь узнать, кто будет работать с Вашими детьми. Ведь очень важно, чтобы вожатыми были люди с педагогическим образованием или получающие его. Это напрямую связано с тем, как будет воспринят Ваш ребенок и будет ли найден к нему подход. Дело в том, что вожатые могут быть добрыми, веселыми и отзывчивыми, но не понимать сути проблемы в поведении того или иного «пионера», а соответственно, не смогут помочь ему раскрыться в условиях лагеря. Иногда родителей беспокоит молодость вожатых, так как вожатыми обычно работают студенты старших курсов. На самом деле, это дополнительный плюс лагеря, так как молодежь всегда быстрее и легче находит контакт с подростками и детьми. Во-вторых, именно молодежь обладает необходимым запасом энергии, желания, своеобразного «огня», чтобы увлечь за собой «пионеров», раскрепостить их, заставить восхищаться собой, стремиться к деятельности и т.д. В-третьих, работа вожатого для молодежи еще не потеряла своей новизны и остроты, поэтому они более ответственны, чем кажется на первый взгляд. 

Наконец, чрезвычайно важным параметром лагеря является количество детей в отряде, и вожатых, работающих с ними. Маленькие отряды (до 15 человек) больше подходят для детей с тонкой душевной организацией, ярко выраженной склонностью к творчеству, легко ранимых, отличающихся нестандартным устройством личности. Здесь у них действительно есть шанс раскрепоститься, раскрыться, начать общаться. Когда в отряде 10 — 15 человек, то вполне достаточно 2 вожатых, чтобы слышать, видеть всех кемперов и уделять должное количество внимания их хрупкому внутреннему миру. При большем количестве вожатых, общение уже идет не столько между сверстниками, то есть внутри отряда, сколько между конкретным вожатым и детьми, но тогда уже теряется сам смысл вписывания ребенка в микросоциум. Это чаще применяется при работе с маленькими детьми.

Веселых и интересных каникул Вашим детям, а Вам — спокойствия и радости за их успехи!

Copyright © 2015-2019. StudyCamp