Как правильно выбрать детский лагерь? Одна неделя в зимнем лагере - отличный первый шаг! - Studycamp

Полезные советы

Как правильно выбрать детский лагерь? Одна неделя в зимнем лагере - отличный первый шаг!


Как правильно выбрать детский лагерь для Вашего ребенка.

Для взрослых, которые были детьми,и для детей, которые обязательно будут взрослыми.
Цитата из к/ф Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» 
по одноименной повести Б. Балтера

Каждый ребенок радуется каникулам, каждый родитель задумывается о том, как его чадо их проведет.
Для первых — это счастливая и беззаботная пора отдыха и веселья, для вторых часто мучительный поиск подходящей программы. КАК именно он будет отдыхать, ГДЕ и с КЕМ гулять, ЧЕМ он будет заниматься? Каждый родитель хочет, чтобы ребенок хорошо и интересно отдохнул, узнал и научился чему-то полезному, чтобы его никто не обидел, чтобы с ним ничего не случилось и т.д. sm_644

Конечно, универсальных решений нет и быть не может. Каждый ребенок — это уникальный, тонко организованный и по-особому чувствующий микрокосмос, со своими законами восприятия и реагирования. У него свои интересы, свой характер,  в конце концов, у него впереди своя жизнь, в которой предстоит самостоятельно принимать решения и совершать поступки, строить отношения с другими людьми и успешно взаимодействовать с ними, уметь выразить свое мнение и отстоять его в споре. То есть все то, что психологи и педагоги традиционно связывают с процессом социализации. Именно во время каникул школьники чаще всего получают опыт общения и взаимодействия с новыми людьми. Очень важно, чтобы этот опыт социализации, стал положительным. Для этого необходимо, чтобы процесс регулировался профессионалами, то есть теми же педагогами или психологами.

Однако в школах и секциях большее внимание уделяется приобретениию знаний в конкретных областях науки или искусства, а не социализирующей практике, которая выходит на первый план именно в детских лагерях.

Детский лагерь — это своеобразный мир, специфическое общество, где дети сами выстраивают sm_646иерархию важности тех или иных «жителей», где взрослые всего лишь координаторы. Это и есть по своей сути микромодель социума, с которым вашему ребенку рано или поздно придется столкнуться. Это то место, где он может научиться общаться, взаимодействовать, позиционировать себя и т.д.

Остается лишь выбрать тот тип детского лагеря, где опыт социализации Вашего ребенка будет наиболее позитивным и конструктивным.

Как сделать правильный выбор?
Чтобы выбрать лучший лагерь, нужно, в первую очередь, понять, что будет лучшим именно для Вашего ребенка. Для чего неплохо бы иметь представления о том, каким вообще может быть детский лагерь, как он устроен и т.д.

Мы не будем говорить  о массовых (обычных) лагерях, делающих упор на большие массовые мероприятия, создающие лицо лагеря. Огромные отрядами по 30 человек и более, вожатые — сотрудники предприятия, не имеющие профессиональной подготовки.  Педагогический контроль сводится к банальному контролю за соблюдением режима и основных правил поведения. Ни о какой индивидуальной работе даже мечтать не приходится. Такие лагеря подходят для уверенных в себе, умеющих найти контакт практически с любым собеседником, отстоять свое мнение в споре. Тихий и скромный от природы ребенок, а также яркая личность, не вписывающаяся в общие традиционные правила, может замкнуться, лишь бы избежать шуток ярких и смелых представителей лагерного сообщества.

Все более и более востребованными становятся лагеря нового типа, каждый из которых имеет свое лицо, характер, направленность, профиль. Как правило, это является своеобразной визиткой лагеря и отображено в его названии и рекламе. Например, «Языковой лагерь StudyCamp» — детский лагерь с изучением английского языка. «Валдайская Робинзонада»  —  детские туристические лагеря с походами, проживанием в палатках, сплавах на байдарках. «Юный математик» - детский лагерь для детей, одаренных в математике. Все вполне очевидно. Ребенку запросто может одинаково нравиться и то, и другое, и третье. В любом из них он приобретает новый социальный опыт.Помимо профиля детского лагеря, огромное значение имеет его атмосфера. Понятно, что если Вы едете в какой-либо лагерь впервые, то нельзя 100-процентно определить или почувствовать эту самую «атмосферу». Пообщайтесь с организаторами лагеря, вожатыми, педагогами, с уже выезжавшими детьми и их родителями. Если есть возможность, зайдите на сайт, посмотрите фотографии, почитайте отзывы, посидите в форуме, задайте волнующие Вас вопросы и т.д. Все это создаст определенный эмоционально-информационный фон, и Вы быстрее и легче примите решение.

sm_1005Существуют вполне конкретные параметры детских лагерей: программа, количественный состав отрядов, профессионализм вожатых. Они помогут решить, подходит ли тот или иной лагерь для Вашего ребенка.

Важнейшей составляющей «атмосферы» лагеря является его программа, то есть перечень планируемых мероприятий. Важно, чтобы программа представляла собой систему взаимосвязанных дел и игр, направленных на создание дружеской атмосферы, а не случайный набор развлекательных мероприятий с красивыми названиями. Именно профессионально построенная программа, содержащая мероприятия с различными формами работы (индивидуальная, парная, групповая, командная) и целями (знакомство, сплочение коллектива, адекватное самовыражение) обеспечивает детям положительный опыт социализации.

sm_1015Если лагерь организован грамотно, в начале смены проводятся всевозможные игры на знакомство. Их смысл — помочь детям запомнить имена друг друга. Следующий этап — совокупность игр на взаимодействие. Их цель: создать какую-либо проблемную ситуацию. Единственная возможность удачно разрешить ее — действовать сообща и сплоченно. Цель ставится для всего отряда, здесь нет соревновательного компонента. Сперва дети пытаются справиться с заданием по отдельности, а потом каждый начинает понимать, что в одиночку справиться с заданием невозможно. Дети начинают вырабатывать единую стратегию, быстрее разрушают свой речевой барьер. Отряды и лагерь становятся более дружными и слажеными. На «ура» проходят в детских лагерях сюжетно-ролевые игры или, как их дети еще называют, «ролевки». Здесь нужно быстро реагировать на постоянно меняющийся ход игры. Дети остаются с массой позитивных эмоций. «Ролевки» всегда желанны, а после их проведения еще долго обсуждаются и будоражат умы разгоряченных «пионеров». Когда вы знакомитесь с программой лагеря, не бойтесь узнавать цель той или иной игры, мероприятия или конкурса. Ведь это напрямую связано с тем, каким образом будут конструироваться отношения между детьми внутри лагеря. К тому же по ответам организаторов Вы поймете, будет ли опыт социологизации Вашего ребенка  в этом лагере случайным или регулируемым.

Хорошо, когда программа лагеря учитывает психо-возрастные особенностей «пионеров»  включает варианты игр для каждой возрастной категории. Это важно потому, что интересы и особенности восприятия детей 9 — 12 лет сильно отличаются от интересов и поведенческих особенностей тинейджеров. sm_974

Если тот или иной лагерь рекламирует еще и программу полной занятости, то это значит, что время Вашего ребенка будет четко организовано в течение всего дня. Часто такие лагеря устраивают творческие мастерские, проводят мастер-классы. Например в StudyCamp, это мастерские по рекламе и PR, журналистике, фотографии, изобразительному искусству, драме, видеомонтажу, современному танцу и т.д Украшением программы любого лагеря являются разнообразные экскурсии: по старинным городам, интересным музеям, галереям, храмам и т.д. Занимательные экскурсионная программы есть как за рубежом (Чехия, Болгария, Франция и т.д.), так и в России (Ярославль, Углич, Ростов Великий, Санкт-Петербург). Часто мы многого не знаем о своем родном крае, не говоря уже об истории, культуре и быте отдельных уголков нашей огромной страны.

Вторым критерием, помогающим подобрать лагерь, является вожатский состав. Постарайтесь узнать, кто будет работать с Вашими детьми. Ведь очень важно, чтобы вожатыми были люди с педагогическим образованием или получающие его. Это напрямую связано с тем, как будет воспринят Ваш ребенок и будет ли найден к нему подход. Дело в том, что вожатые могут быть добрыми, веселыми и отзывчивыми, но не понимать сути проблемы в поведении того или иного «пионера», а соответственно, не смогут помочь ему раскрыться в условиях лагеря. Иногда родителей беспокоит молодость вожатых, так как вожатыми обычно работают студенты старших курсов. На самом деле, это дополнительный плюс лагеря, так как молодежь всегда быстрее и легче находит контакт с подростками и детьми. Во-вторых, именно молодежь обладает необходимым запасом энергии, желания, своеобразного «огня», чтобы увлечь за собой «пионеров», раскрепостить их, заставить восхищаться собой, стремиться к деятельности и т.д. В-третьих, работа вожатого для молодежи еще не потеряла своей новизны и остроты, поэтому они более ответственны, чем кажется на первый взгляд. 

Наконец, чрезвычайно важным параметром лагеря является количество «пионеров» в отряде и вожатых, работающих с ними. Маленькие отряды (до 15 человек) больше подходят для детей с тонкой душевной организацией, ярко выраженной склонностью к творчеству, легко ранимых, отличающихся нестандартным устройством личности. Здесь у них действительно есть шанс раскрепоститься, раскрыться, начать общаться. Когда в отряде 10 — 15 человек, то вполне достаточно 2 вожатых, чтобы слышать, видеть всех кемперов и уделять должное количество внимания их хрупкому внутреннему миру. При большем количестве вожатых, общение уже идет не столько между сверстниками, то есть внутри отряда, сколько между конкретным вожатым и детьми, но тогда уже теряется сам смысл вписывания ребенка в микросоциум. Это чаще применяется при работе с маленькими детьми.

О том, какие бывают детские лагеря, чем они характеризуются можно говорить бесконечно. Как известно, лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать. Не бойтесь пробовать, не бойтесь отпускать своих детей. Если все-таки Вас мучат какие-либо опасения, сомнения или обычный страх за своего ребенка, что вполне нормально для любого родителя, то необязательно в первый раз отправлять его одного за тридевять земель на целый месяц. У Вас всегда есть возможность «попробовать» тот или иной лагерь в течение недельных осенних, зимних или осенних каникул.

Хотите отправить сына или дочь в лагерь за границу, но пока с трепещущей болью в сердце думаете об этом? Тогда отправьте его куда-нибудь поближе в качестве пробного варианта. Если есть возможность, то пусть Ваш ребенок поедет с другом или подругой, чтоб он и вы чувствовали себя увереннее.

В заключении можно сказать, что детский лагерь, на самом деле, это веселое и интересное времяпрепровождение. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на счастливые лица детей, на их искренние слезы при расставании с лагерем, друг с другом (как правило, на несколько дней) и вожатыми (как правило, до следующей смены). Не лишайте своего ребенка возможности испытать весь этот спектр ярких эмоций и впечатлений, ведь это то, что обогащает его, составляет его жизненный опыт.

sm_1027Отвечая на вопрос «Какими должны быть каникулы?», можно сказать следующее: каникулы должны быть интересными, должны обогащать Вашего ребенка, должны быть насыщенны различными событиями, — поездкой с Вами в отпуск и к родственникам, прогулками со школьными друзьями и новыми знакомствами.Каким должен быть детский лагерь? Максимально отвечающим интересам и характеру именно Вашего ребенка. Как известно, все люди разные, поэтому невозможно создать одинаково хороший лагерь для всех детей. Именно поэтому, действительно хорошие, профессиональные детские лагеря работают на определенную группу детей, с конкретными интересами, вкусами. Ведь чем разнообразнее рынок лагерей, тем больше довольных детей и родителей, так как учитываются мнения и потребности всех, а не какого-то эфемерного «среднего арифметического», что особенно важно, так как работают лагеря с детьми.

Веселых и интересных каникул Вашим детям, а Вам — спокойствия и радости за их успехи!

Copyright © 2015-2018. StudyCamp